Кто такие тормозильщики и зачем они бегали по крышам вагонов поезда?

1
Александр Задко

В cледующем году исполнится уже 57 лет с той поры, как известная песенка из кинофильма Л. Гайдая «Операция Ы» была впервые упомянута в литературе. Корреспондент «Магістралі» отыскал первоисточник этой песни, а также узнал историю вагонных кондукторов и тормозов.

«...Песня была старая, здешняя — про девушку, которая уезжает в далекие края, не вынеся душевных мук.

Вот тронулся поезд

В далекую сторонку.

Кондуктор, нажми на тормоза!

Я маменьке родной

С последним поклоном

Хочу показаться на глаза...».

Это отрывок из романа Виктора Астафьева «Тают снега», опубликованного в 1958 г. Считается, что именно здесь впервые упоминается впоследствии переделанная песня из комедии «Операция Ы». Однако были и другие варианты. Как бы там ни было, кондукторы на советских железных дорогах проработали до 1956 г., а последние ручные тормоза — до 1953-го.

Зачем понадобилось тормозить

С момента постройки...

0 0
2
Интересные материалы

Первые железнодорожные билеты изготавливались из меди и латуни. Пассажир, добравшись до пункта назначения, обязан был сдать “проездной документ” кондуктору. Это экономило государству металл и денежные средства.

Первый русский паровоз создали в 1834 году крепостные механики отец и сын Черепановы на Нижне-Тагильском заводе Демидова. Он возил грузы по 854-метровой железной дороге, связавшей рудник с медеплавильным заводом. Паровоз их вёз несколько вагонеток весом в 3,3 тонны со скоростью 13-16 км/ч. Кроме груза, он мог перевозить до 40 пассажиров.

Первая железная дорога была открыта в Англии в 1825 г. Поезд, курсировавший между Стоктоном и Дарлингом, состоял из 33 вагонов.

Самая высокогорная в мире железная дорога находится в Тибете. Факт этот зафиксирован Книгой рекордов Гиннесса. Открылась она в прошлом году, хотя строить эту дорогу начали в 1950-м, но различные политические события в жизни Тибета сильно затормозили стройку. Проще...

0 0
3

Одиннадцатиклассник Долгоруковского лицея Александр Нечаев (на фото слева) не смог пройти в финал известной телевикторины "Умницы и умники", выходящей в эфире "Первого канала". Выбрав в полуфинальной игре среднюю "желтую" дорожку (на которой, по условиям игры, допускается одна ошибка), он дал два неверных ответа к ряду и был переведен в "теоретики".

Впрочем, игра, темой которой были железные дороги XIX века, для Александра Нечаева начиналась на мажорной ноте. Он лучше своих соперников, представлявших Татарстан и Мордовию, выступил на конкурсах русского языка и красноречия.

Сначала он допустил всего две ошибки при определении лингвистических корней слов "обер-кондуктор", "перрон", "рельс", "станция" и "тормоз" (их требовалось соотнести либо с немецким, либо с английским, либо с французским, либо с латинским, либо с греческим языками). А потом произнес наиболее убедительную, по мнению ареопага, речь на заданную ведущим программы Юрием Вяземским (на фото справа) тему...

0 0
4

Маневровая работа на горочных станциях также производится различными способами. На некоторых горках тормозильщики ездят на всех вагонах и регулируют их скорость от момента их отделения от маневрового состава на горке до остановки на путях сортировочного парка. На горку тормозильщики возвращаются или пешком, или на автомобилях. На некоторых горочных станциях только груженые вагоны обслуживаются тормозильщиками. В любом из этих случаев стрелки могут обслуживаться стрелочниками или переводиться механическим путем из центрального пункта. На некоторых станциях с механизированными горками тормозильщики используются в парках для обслуживания вагонов с определенными видами грузов и для закрепления первых вагонов на свободных путях, в то время как на других станциях такого же типа тормозильщики отсутствуют. На некоторых станциях с механизированными горками, построенными сравнительно недавно, стрелки и замедлители управляются автоматически с помощью специальных устройств в горочных постах,...

0 0